Триптих Победы. Меч Победы
- Подробности
- Опубликовано 08.05.2015 11:54
- Автор: Igrok
- Просмотров: 2782
Не знаю как вы, а я только сегодня утром узнал, что Родина-мать на Мамаевом кургане в Сталинграде - это только часть триптиха, состоящего из трех монументальных композиций, каждая из которых несет Меч Победы. Третья часть - Воин-освободитель в Берлине, а первая - мемориал "Тыл-фронту", в Магнитогорске, о котором я вообще ничего не знал.
Считается, что Меч Победы был выкован уральскими рабочими и передан советским воинам. Родина-Мать подняла его на защиту русской земли над великим городом на Волге, а опустил его русский солдат уже в Берлине, после Великой Победы.
По хронологии памятники были выполнены иначе - с третьего по первый. Воин-освободитель был установлен в Берлине перед четвертой годовщиной Победы - 8 мая 1949 года. Родину-мать завершили 15 октября шестьдесят седьмого, а первую часть мемориала "Тыл - фронту" открыли только 29 июня семьдесят девятого.
Предлагаю вам маленькое фотопутешествие по этим мемориалам.
Первая часть - "Тыл - фронту" стоит в Магнитогорске, где ковали Меч Победы. На нём рабочий передаёт меч солдату.
В связи с тем, что по статистике каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла, было принято решение о возведении памятника в Магнитогорске. На берегу реки Урал был возведён 18-метровый искусственный холм. Основание холма было укреплено железобетонными сваями.
К моменту строительства монумента "Тыл-фронту" автор двух других упомянутых памятников, Евгений Викторович Вучетич, уже скончался. Авторы монумента: скульптор — Лев Николаевич Головницкий, архитектор — Яков Борисович Белопольский. Материал — бронза, гранит. Высота — 15 метров.
В композицию также входит вечный огонь в виде гранитной звезды-цветка.
Монумент дополняется двумя трапециями высотой в человеческий рост, на которых барельефом написаны имена магнитогорцев, получивших звание Героя Советского Союза в Великой Отечественной войне.
9 мая 2005 года состоялось открытие ещё одного дополнения, выполненного в виде двух треугольных секций, симметрично заполненных возвышениями из гранита, на которых высечены имена магнитогорцев, погибших в Великой Отечественной войне (всего более 14 000 фамилий).
Мемориальные места нечасто попадают в маршрут моих прогулок. Просто так не придешь, неуютно себя чувствуешь, нужно какое-то особое настроение. Вот и сейчас, когда смотрю на эту фотографию, щемит сердце и хочется плакать. Пятилетний мальчик и собранный им на городском косогоре чахлый букет. Он ничего никому не сказал, он просто принес букет.
На фотографии мой внук – Павел, на верхней плите, третья снизу надпись: Акулов С.В., это мой дед - Сергей Васильевич, рядовой, погиб под Сталинградом.
Вторая часть триптиха - Родина-мать.
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Одна из самых высоких статуй мира.
Монумент Родина-мать - композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Сталинграде (Волгограде).
Наиболее выразительные и заметные части этого ансамбля, на мой взгляд, это скульптура "Стоять насмерть" изображающая воина-защитника, собирательный образ которого имеет внешние черты маршала В.И.Чуйкова, командующего 62-й армии.
Площадь, на которой находится памятник, символизирует самые тяжелые моменты битвы под Сталинградом. У основания скульптуры надписи: "За Волгой для нас Земли нет", "Стоять насмерть", "Ни шагу назад!", "Не посрамим священной памяти", "Каждый дом — это крепость".
И скульптура Скорбящая мать - фигура матери, склонившейся над погибшим сыном, на Площади Скорби.
От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента - "Родина-мать зовет!". Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.
Строительство монумента Родина-мать было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности, в 1972 году был заменен меч.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры.
Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность.
Третий монумент, Воин-освободитель находится в Берлине, в Трептов-парке.
Центром композиции является бронзовая фигура советского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Памятник расположен на вершине насыпного кургана, к его постаменту ведёт лестница.
Внутри постамента находится круглый памятный зал. Стены зала украшены мозаичным панно (художник А. А. Горпенко). На панно изображены представители разных народов, включая народы Кавказа и Средней Азии, возлагающие венки на могилу советских воинов.
Над их головами на русском и немецком языках написано:
«Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества»
Мемориальный комплекс в Трептов-парке был создан после конкурса, в котором принимало участие 33 проекта. Победил проект Е. В. Вучетича и Я. Б. Белопольского.
Строительство комплекса осуществлялось под руководством "27 управления оборонных сооружений" советской армии. В работах было задействовано около 1200 немецких рабочих, а также немецкие фирмы — литейная мастерская Noack, мастерские по мозаике и витражам Puhl & Wagner, садовые товарищества Шпэта (нем. Speth nursery).
Перед входом в комплекс нас встречают две полукруглые площади с однопролетными арками из серого гранита, которые образуют вход на территорию памятника-ансамбля. На арках высечены ордена Великой Отечественной войны, годы «1941–1945» и надпись: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость социалистической Родины».
В пролетах гранитных арок, как в торжественной раме, фигура женщины. Женщина присела на камень, опершись на него рукой и склонив голову. Горе ее глубоко! Эта скульптура — собирательный тип женщины-матери, вынесшей на своих плечах все тяготы войны. Миллионы матерей проводили своих сыновей на ратные подвиги и не дождались их возвращения домой. Мать-Родина скорбит о своих погибших детях. Фоном статуи служат ели и тонкие березки со склоненными кронами, широкая аллея пирамидальных тополей, которая ведет к террасе главного входа.
Аллея заканчивается главным входом в некрополь — двумя направленными навстречу друг другу знаменами из красного гранита. Это советский народ склонил их над могилами своих сынов.
На фоне полированного камня четко прочерчены темные линии тяжелых, падающих вниз складок, а рядом с ними высеченные в камне надписи: "Вечная слава воинам Советской Армии, отдавшим жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства".
Перед знаменами преклонили колена бронзовые фигуры советских воинов. Молодой солдат и пожилой ветеран крепко сжимают в руках автоматы. Они словно дают клятву высоко держать славу советского оружия, славу знамен, пронесенных от Волгограда до Берлина.
Как только посетители подходят к коленопреклоненным фигурам, с каменной террасы вниз открывается величественная перспектива — пять огромных квадратов. Это братские могилы.
Простая гранитная плита возлежит посреди каждой из них, и на каждой плите отлитый из бронзы лавровый венок - суровый и торжественный.
Семь тысяч бойцов Красной Армии, Армии-освободительницы, лежат здесь, упокоившись вечным сном.
И ещё одна могила под гранитной плитой. На плите надпись: "Родина не забудет своих героев". Здесь покоятся четыре Героя Советского Союза, погибшие в боях за Берлин.
Зеленые ковры братских могил как бы сливаются в единое целое с могучим курганом, завершающим перспективу. Когда-то такие курганы насыпали наши далекие предки на могилах великих воинов.
Курган служит подножьем главного монумента ансамбля — статуи "Воин-освободитель". Высоко на ступенчатом постаменте из белого камня стоит эта статуя. Спокойно смотрит вперед молодой советский солдат. Поворот головы, широко развернутые могучие плечи, натруженная рука, уверенно лежащая на рукояти меча, создают впечатление несокрушимой воли.
Маленькая девочка доверчиво прильнула к широкой груди молодого солдата. Ее нежное, хрупкое, полуобнаженное тельце контрастирует с походной гимнастеркой, грубыми сапогами и наброшенной на плечи плащ-палаткой. Ребенок олицетворяет собой будущее человечества, спасенного от ужаса и позора фашистского рабства Советской Армией.
Сюжетом для памятника послужило событие, случившееся во время штурма Берлина. 30 апреля 1945 года сержант Николай Масалов, рискуя жизнью, вынес из зоны обстрела трехлетнюю немецкую девочку. Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков, позже исследователям удалось подтвердить это документально.
Скульптору Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова. Он сам вспоминал, как перед атакой услышал детский плач и увидел девочку, которая сидела возле убитой матери. Она теребила мать и звала: "Муттер, муттер!" Николай схватил девочку в охапку – и обратно к своим. В этот момент он был ранен в ногу, но не бросил ребенка.
Это было в мае, на рассвете
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла.
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Вот что писал о событии, случившемся 26 апреля 1945 года, во время взятия Берлина, маршал Чуйков:
За час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф, знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принёс знамя полка к Ландвер-каналу. Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий, с отвесными бетонированными берегами, канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем пулеметов. До атаки гвардейцев осталось минут пятьдесят. Наступила тишина, как перед бурей, тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребёнка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: "Муттер, муттер" Кажется, это на той стороне канала, сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: "Разрешите спасти ребёнка, я знаю, где он".
Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнем пулемётов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землёй. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин. Вот он пересек набережную и укрылся за выступом бетонированной стенки канала. И тут снова услышал ребёнка. Тот звал мать жалобно, настойчиво. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост - высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Такого не остановят ни пули, ни осколки.
Масалов перекинулся через барьер канала. Прошло ещё несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Затаив дыхание, гвардейцы ждали голос ребёнка, но было тихо. Ждали пять, десять минут; неужели напрасно рисковал Масалов? Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску.
И в это время все услышали голос Масалова: "Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнем. Пулемет справа, на балконе дома с колоннами. Заткните ему глотку!". Тут началась артподготовка. Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Ее мать, вероятно, пыталась бежать из Тиргартена, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась.
Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед.
На Потсдамском мосту в Берлине, где Николай Масалов спас немецкую девочку установлена табличка, на которой на двух языках (немецком и русском) написано: "В память о советском сержанте Николае Масалове (1921- 2001). В ходе боев за Берлин 30 апреля 1945 года, возле этого места, рискуя жизнью, он спас из огня, оказавшегося между двумя фронтами ребенка".
Олицетворением нашей победы, олицетворением мужества и гуманизма советских солдат стал этот берлинский монумент «Воина-освободителя».
А образом для воина-освободителя стал гвардии рядовой Иван Одарченко. Воевал он в составе 114-й гвардейской дивизии 9-й гвардейской армии. Освобождал Венгрию, Австрию, Чехословакию, войну закончил под Прагой с медалью "За отвагу". А после победы его оставили служить в составе советских войск в Берлине. Там в августе 1947 года на Дне физкультурника высокого парня славянской внешности и заприметил скульптор Евгений Вучетич. "Хочу, - говорит, - лепить с тебя памятник солдату-победителю". Армейское начальство не возражало: серьезных замечаний по службе гвардии рядовой Одарченко не имел, идеологических изъянов в его биографии не было, поэтому он вполне годился на модель для монумента. Да и самому солдату было интересно. С девочкой на руках он позировал скульптору почти полгода. Сначала это была действительно немецкая девочка, а потом трехлетняя Света - дочь коменданта Берлина генерала Котикова.
У Одарченко хранилась фотография Вучетича с надписью: "Дорогому другу И. С. Одарченко в память о берлинском памятнике".
На родине, в городе Тамбов, 8 мая 2010 года, в парке Победы, ветерану Ивану Степановичу Одарченко тоже поставили памятник, но на этот раз памятник ему самому.
- Честно говоря, когда мне сообщили, что с меня опять будут делать памятник, - сказал Одарченко, - я подумал, что он снова будет, как в Берлине - пусть делают его с работы Вучетича. Но когда скульптор объяснил, что хочет делать именно меня, ветерана, я согласился...
Так через 65 лет воин-освободитель "вернулся" домой, присел на лавочку в парке Победы, посадил на колени правнучку и стал символом связи времен и поколений. Парковая композиция лишена пафосной монументальности, носит подчеркнуто домашний характер. Рядом с ветераном можно посидеть, сфотографироваться, потрогать медали. И первыми после открытия памятника этой возможностью воспользовались дети.
Ветеран Великой Отечественной войны, гвардии рядовой Воздушно-десантных войск Иван Степанович Одарченко скончался 2 июля 2013 года. Ему было 86 лет.
Вот и завершилась наша маленькая фотоэкскурсия. Надеюсь вам было интересно и не совсем скучно. А это на десерт:
В центре Берлина находится Мемориал Русскому воину. Он был возведён в кратчайшие сроки и уже в ноябре 1945г. открылся парадом так называемых союзнических войск.
Центральная часть Мемориала представляет собой вогнутый ряд с более крупной центральной колонной, являющейся восьмиметровой статуей советского воина. Винтовка на его плече говорит о закончившейся войне, которая никогда больше не повторится. Вытянутая вперёд левая рука воина символизирует победу света над тьмой, над теми, кто развязал кровопролитную войну. За спиной у солдата в небольшом сквере покоятся останки советских солдат павших в боях за Берлин.
Надписи на колоннах рассказывают о различных родах войск и хранят списки погибших солдат. По обеим сторонам покой павших воинов охраняют два танка и две пушки, принимавшие участие в битве за Берлин. Справа и слева от главной дорожки находятся надгробные плиты с именами советских офицеров погибших в последние дни войны. Постоянно к Мемориалу приходят люди чтобы отдать почесть. Ежегодно к подножию памятника и к воинским захоронениям торжественно возлагаются венки.
Центральной фигурой музея является монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдалённых точек украинской столицы. У подножия монумента расположен музей.
Над проектом начинал работать автор мемориала в Волгограде Евгений Вучетич. Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай.
Композиция впоследствии претерпела значительные изменения. Бородай разработал проект, который был реализован, в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко.
По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы оружие не может быть выше креста. И после этого было решено укоротить меч скульптуры. Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры.
В подготовке обзора, помимо источников уже указанных в статье и моих личных мыслей, частично использованы материалы из Википедии:
Тыл-фронту (монумент)
Родина-мать (Волгоград)
Воин-освободитель
Родина-мать (Киев)
Практически все фотографии взяты из Яндекс-картинок. Если вы обнаружили собственное авторское фото и желаете чтобы здесь присутствовала ссылка или подпись - без проблем.