Война, горе и религия

Не раз и не два, как при общении в реале, так и в сети Интернет, я вступал в дискуссии по поводу утверждений, что когда людям действительно плохо - они обязательно обращаются в веру и идут к Богу и в храм, а так же объективности утверждения, что "в окопах и под огнем атеистов не бывает", поскольку считаю данные утверждения (и у меня для этого оснований более, чем достаточно), недостоверным, мягко говоря.
Приводил различные доводы, в том числе личный боевой и религиозный опыт и опыт наблюдений за боевыми товарищами.

И вот наткнулся, у Влада Шурыгина, на очередное частичное подтверждение своего мнения, из нынешнего Донецка, от ugovostok_ua :


Я традиционно на Крещение Господне хожу в храм посвятить водичку. Обычно людей идёт толпа в сторону храма и такая же по численности обратно. В этот раз людей было намного меньше. В пять раз меньше это точно. Сходив на службу отметил для себя, что в церковь ходят либо те, кто туда и так каждый день ходил (некоторые бабушки и дедушки очень преклонного возраста), либо те, кто пришёл выполнить определённые ритуалы, которые предписывает Православное учение. К моему удивлению нет толп молящихся. Вообще известное коммунистическое утверждение что религия опиум для народа и в церковь люди бегут, когда им плохо и этим она живёт не выдержало испытание войной. Возможно сто лет назад ситуация была другой. Сейчас же и люди другие. Я заметил едва уловимое и трудно поддающееся описанию изменение. Постараюсь его изложить на основе личного опыта и небольшого общения с некоторыми верующими (конечно, эта информация далека от среза со всего общества, потому что слишком интимная сфера жизни, о которой сильно не поговоришь).

В основной своей массе люди приходят в храм, чтобы выполнить обязательные на их взгляд религиозные ритуалы: исповедь, причастие, поминание усопшего. Необходимость церкви в виде посредника между человеком и Богом, искание Бога в церкви не наблюдается. Общение человека с Богом ограничивается его личной молитвой, мыслями, самостоятельно дома. Люди не ощущают необходимости ради общения с Богом пойти в храм. Поставить свечку за упокой усопшего, либо за здравие того, кому трудно – да. Но это ритуал. Церковь стала восприниматься как некое чиновничье образование – есть священник, который должен отпустить грехи, причастить, отпеть усопшего, помянуть кого-то, но не более того. Понимаю, что это сложно понять. Но это не означает, что люди перестали верить. Есть люди, которые просто иногда ходили в храм, потому что так принято – они почти перестали ходить. Таких людей нельзя назвать верующими – они сами не знают верят они или нет. Есть люди которые безусловно верят и стараются по мере сил жить по правилам, установленным учением – эти люди ходят ради исполнения ритуалов, но они не испытывают душевного порыва в необходимости посещать саму церковь. Внутренняя молитва, общение с Богом да, но в церковь ради этого люди перестали ходить, хотя по мирной жизни в сложной ситуации они шли туда. И есть небольшая часть людей которая сохраняет свою абсолютную верность церкви, но их стало меньше. Эти люди, наверное, либо шли по пути святости, либо фанатизма. Что я заметил, так это за всё время исповеди, которую проводил священник, и исповедующихся было много, только одна женщина преклонного возраста плакала. До этого таких стабильно было штук пять, семь. Не смотря на то, что служба проводилась хорошо и священник был хороший, старался, но всё выглядело как-то сдержанно, ритуально.

Источник цитаты


Утверждал и буду утверждать впредь, что религия не является и не может являться универсальным утешителем и поддержкой для всех поголовно людей в их горе и проблемах. Наоборот - зачастую надежда уже верующего христианина, его упование на "стучите и отворят вам, просите и дано будет" оказывается настолько пустой и тщетной, что приводит к его уходу из Церкви.

Так как мне достаточно часто приходится сталкиваться с людскими проблемами и необходимостью найти путь их решения, в том числе и проблему удаления последствий от "добрых советов", обращаюсь к "доброжелателям", любящим выступать в роли тех самых советчиков - прежде чем огульно направлять человека в храм и/или к священнику за утешением, а тем паче самостоятельно рассказывать ему, что все его проблемы от неверия или несоблюдения канона - подумайте, а принесет ли ему это пользу и облегчение или наоборот - оттолкнет и озлобит еще больше.
В ответ на молитву и просьбы Бог имеет обыкновение молчать, а мудрых священников не так много, к сожалению - гораздо больше нетерпимых и высокомерных.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.