Значение руны Thurisaz (Турисаз)
- Подробности
- Опубликовано 28.09.2016 01:16
- Автор: Igrok
- Просмотров: 5445
Третья руна Старшего Футарка. Третья руна первого этта.
Наименование по древним источникам – Turs (норвежская и исландская поэмы), Torn или Thorn (англосаксонская поэма), Thurs (позднескандинавское), Thiuth или Thauris (готское), Thurisaz (протогерманское).
(Выдержки из оригинального текста поэм, переводы и некоторые пояснения находятся в примечании, в конце статьи. Однако учитывайте, что рунические поэмы относятся гораздо более к Младшему Футарку и нортумбрийскому строю, чем к Старшим рунам)
Реконструированная латинская транскрипция и наиболее используемые имена – Thurisaz и Thurs. Сложившиеся русские равнозначные наименования руны – Турисаз и Турс, иногда, очень редко – Терн и практически никогда, но бывает – Тур. Сам употребляю первые два почти в равной степени, но все же предпочитаю имя Турисаз.
(В статье будут примерно поровну использованы оба имени, чтобы ее легче находили через поисковики, так что не удивляйтесь, если в одном абзаце будет и Турс и Турисаз.)
Буквальное значение.
Буквальное значение руны Турисаз очень различается от источника к источнику – тут и «турс-великан», и «сила/силач», и «шип» (очень спорное значение, так как идет от Младших рун) и «добрый»/«врата» (по разным версиям, готское и тоже относительно спорное значение – неизвестно насколько точно епископ Ульфила передал название руны изобретенной им букве, а точного словаря и перевода с рунического готского языка на сегодняшний день просто не существует).
Значение в исландской поэме – «пытка жён», «муж великанши» и «житель утесов», в норвежской – «причиняющий муки женщинам», в англосаксонской – «шип», что «жестоко остр тану каждому», «зло» и «безмерно суров» к тем «кто на нем отдыхает». В общем йогинам и йогиням сильно не рекомендуется спать на Турсах…
Общее значение.
Для меня значения Турисаз, упомянутые в разных источниках, относительно верны, постольку в ней все это действительно присутствует, так или иначе, в реальности или в качестве аналогии. Но, на мой взгляд, ее истинное первичное значение прямо равно функционалу того северного Бога, чье имя в древних текстах созвучно ее имени – Бог Тор, скандинавский громовержец, наполненный силой Мьельнира до краев и сочетающий в себе как воплощение безудержного гнева, так и несокрушимой защиты. Для своих. Только вот кто для него «свои» в конкретный момент времени, когда отсутствуют «враги» – предсказать весьма трудно, если вообще возможно…
Вот это ее действительное значение, самый точный и основной аспект Турисаз – разрушение, направленное, до поры и пока есть противник или препятствие, вовне, за стены или перед собой. Сила неконтролируемая и беспощадная, не знающая сомнений и не имеющая меры, как себе самой, так и своему действию. При этом, и этот нюанс тоже необходимо обязательно учитывать – сила отнюдь не хаотическая, а упорядоченная и очень четко направленная.
И в отличие от второй руны Старшего Футарка, руны Уруз, руна Турисаз далеко не безразличная сила, которой все равно, что делать – этой руной невозможно созидать или восстанавливать, можно разве что подготовить место для чего-то нового, снеся на нем все старое, что там было до этой подготовки, полностью, до голого основания. Причем совершенно безразлично к тому, нужно ли что-то оставить или требуется убрать все подчистую. Именно поэтому в рунических чистках Турс нужно использовать крайне осторожно и точно, чтобы не вычистить и выбросить вместе с мусором все полезное.
Вот здесь она очень похожа на Уруз, ей также все равно – все равно, что именно разрушать, плохое или хорошее, полезное или зряшное. Такая же полностью неконтролируемая сила, только совсем не слепая, отнюдь не равнодушная и не спокойно текущая, а бурлящая и требующая выхода и реализации – как только исчезнет в пыли и обломках то, что нужно было разрушить, а взамен не появится нового препятствия и при этом руна продолжит быть активной – в такой ситуации проблемы вполне могут начаться у самого оператора. А если он еще и слаб духом – они, эти самые проблемы, могут настигнуть его одновременно с проблемами объекта. Если не раньше.
Чтобы применять руну Турисаз без вреда для себя – нужно не только уметь верно собрать и выстроить руны в формуле или вязи, не только вовремя убирать ее воздействие, но и иметь своеобразное «право применения». Иметь право и способность на оперирование именно этой силой. Далеко не каждый сможет спокойно поднять данный «Мьельнир», а из тех, кто попытается это сделать, не все смогут пережить без последствий поток его силы.
Очень грубая аналогия, для лучшего понимания сути проблемы:
– если хлюпик с впалой грудью ляжет под штангу в два раза большего веса, чем он сам – она его попросту убьет или серьезно покалечит. И отнюдь не потому, что штанга плохая или злая, а потому, что такова суть мирового закона гравитации, а также потому, что данный индивид откровенно глуп и взял ношу не по силам.
И еще, очень важный нюанс – Турс вполне успешно и качественно разрушает связи, что для практика, часто работающего с Турисаз, в один прекрасный момент может стать очень неприятным сюрпризом.
Все это не стоит понимать буквально, что, дескать, любое применение Турс будет фатальным для новичка-рунолога. Вовсе нет, но – применять ее слишком часто, совать в каждую формулу, не будучи достаточно опытным практиком, учитывающим и умеющим нивелировать возможные последствия – чревато. Вы можете просто не успеть прекратить ее действие или вообще забудете об этой необходимости, а она, сделав работу, будет искать следующий объект. И очень велика вероятность, что при этом Турисаз пойдет по пути наименьшего сопротивления – прямиком к родному оператору.
Особенно актуально все это в ситуации, когда работают в негативном ключе, не заморачиваясь вопросами морали и права на такое деяние. Как уже не раз говорил и писал – Руны Старшего Футарка и сами по себе имеют странную особенность наказывать субъектов, которые с их помощью несут горе и боль тем, кто ни в чем не виновен перед ними, а в случае с Турисаз эту особенность стоит умножить, как минимум, на три. Так что осторожней.
Итак, исходя из сказанного выше, оптимальное и основное применение руны Турисаз в построениях – разрушение. Разрушение пути, разрушение чужой защиты. Разрушение отношений, как любовных, так и партнерских. Локальное разрушение при применении Наутиз или Иса. Разрушение психологических аспектов, разрушение целостности личности объекта, к примеру при использовании дополнительных рун Наутиз, Иса и Манназ и/или Лагуз. Или даже Тейваз.
При этом разрушение совершенно не обязательно должно быть деструктивным. Грамотно и правильно подбирая сочетание различных рун с Турисаз и правильно его направляя мы можем получить как негативное, так и позитивное действие разрушения от рунического построения. Нож хирурга, скальпель, тоже производит определенное разрушение в организме, но он также, одновременно с болью и отсечением гнили и болезни, несет человеку выздоровление, а значит – благо. Хотя бы и только для него самого.
Ведь действуя осмотрительно и точно направляя воздействие можно разрушить именно то, что нам мешает, что не дает двигаться дальше, что тормозит наше развитие. Разрушить стесняющие нас оковы, не дающие взлететь вверх, или просто пытающиеся нас затормозить, пытающиеся не дать сделать решающий и нужный шаг вперед. Размазать тонким слоем те препятствия и сомнения, что казались такими непреодолимыми до того момента, как Турисаз была начертана и активирована. Прочистить нам сознание, очистить разум от всего лишнего, что набилось и вросло за годы жизни и накопления жизненного опыта. Только нужно точно и ясно понимать: что именно здесь является лишним, а что стоит оставить на месте и использовать в дальнейшем. Или хотя бы сделать копию, если не уверен… ;)
Возможно применение руны Турисаз для разрушения зависимостей, в том числе физиологических. Однако вместе с их удалением руна неизбежно изменит и самого человека, это необходимо знать, понимать и учитывать.
Опытный практик сможет применить построение с Турс и для специфического лечения физических недугов. Но только если он действительно опытный и при этом владеет хотя бы средними знаниями в области анатомии и медицины. Остальным – крайне не рекомендую такое применение, только навредите себе и/или своему подопечному.
Продолжая аналогию со скальпелем, необходимо заметить и учесть, что неумелый и неопытный врач вместо успешного лечения вполне может покалечить и даже убить своего пациента. Здесь ситуация очень похожа – неверное применение руны Турс, ее неправильное расположение в формуле или неудачное сочетание с другими рунами Старшего Футарка не принесет ничего хорошего, кроме проблем и нам повезет, если мы заметим ошибку вовремя, последствия применения будут обратимы, а их нейтрализация – успешной. И крупно повезет, если построение просто не сработает.
Посему повторюсь и сделаю это еще не раз и не два в своих словах о руне Турисаз – будьте предельно внимательны и аккуратны, включая ее в свои формулы, вязи и ставы. И не забывайте нейтрализовывать эти построения по истечении надобности в их действии, уничтожая их, либо убирая подальше от себя в том случае, когда это рунические амулеты и если вы точно уверены, что в последнем варианте работа амулета не будет влиять на вас, как на его создателя и активатора.
Второе по значимости действие Турисаз – защита. Как относительно пассивная, отбивающая, распыляющая или сдерживающая потоки негатива, направленные в вашу сторону, так и активная, могущая контратаковать нападающего, если у формулы хватит возможности не только сдержать и нейтрализовать, но и преодолеть эту силу. Причем не отправить обратно посланное, а именно ударить самой, своей силой.
Впрочем, для практического применения это слабоэффективно – обычно внешнее воздействие такого уровня разрушается прежде, чем Турисаз нанесет мало-мальски серьезный урон.
Так же можно защитить как себя самого целиком, так и отдельные аспекты личности. К примеру – закрыть от внешнего воздействия сознание, используя ту же самую руну Манназ, но уже без применения Наутиз.
При этом настоятельно не рекомендую применять защиту с Турисаз находясь в семейном кругу, среди близких и друзей, либо наделять ею предметы обихода или собственное жилище, если только вы не живете один и не завязываете каждую такую формулу жестко на себя. Турс все равно, кто и с каким намерением посмотрел косо или протянул руку – в шутку, али из любопытства, просто потрогать. Даже если это сам оператор и в своей собственной комнате. Она сначала ударит, а уже потом спросит-полюбопытствует. Хотя нет, чего тут сказки рассказывать… не будет она ничего спрашивать, оно ей совершенно неинтересно. Влез куда не надо и Ёрмунганд с ним – Хель потом рассортирует…
И никогда не забывайте, что Турисаз не может сидеть без дела – если вы поставили личную защиту с ее помощью, а нападения все нет и нет – «гарнизон» начнет скучать и разорять тот город, который призван защищать. К защите предметов и мест, как и к самим амулетам, данный нюанс не относится – он актуален только для живых объектов.
Главное отличие Турисаз от второй руны с аспектом защиты из строя Старшего Футарка, руны Альгиз – в работе непосредственно своими энергиями, тогда как Альгиз обеспечивает нам защиту ближайшей системы или силы, которая откликнется на ее зов, безотносительно нашего в ней членства. Строго говоря, Альгиз является аккредитованным посредником между нами и охранной фирмой, который почти все неровности и шероховатости берет на себя, а Турисаз – это сам телохранитель. Причем довольно наглый и не особенно учтивый со своим нанимателем, которого он тоже не прочь пристрелить. И именно поэтому гораздо целесообразнее в стационарной и долгосрочной рунической защите применять как раз Альгиз, поскольку она, в отличие от Турс, не несет опасности «преторианского бунта» и может использоваться в свое удовольствие и в личной защите, и в защите жилья/помещений вообще. Впрочем, у Альгиз тоже есть свой нюанс, о котором будет сказано уже в описании ее значений.
Однако есть один фактор, делающий Турисаз незаменимой именно для защиты и именно тогда, когда таковая защита нужна в работающем виде очень быстро – построение с ее участием начинает действовать именно в защитном ключе практически сразу после успешной активации. Турс почти не требует времени на раскрутку и запуск, чего не скажешь об остальных рунах Футарка. Ну разве что кроме руны Иса…
Теперь немного поговорим о паре вторичных аспектов Турисаз, которые имеет смысл здесь рассмотреть. Вторичных, но отнюдь не второстепенных:
1) Врата.
С помощью Турисаз вполне доступна реализация ряда практик по работам с порталами и эвокациями. Подчеркиваю – при эвокации только и именно с помощью, как средство преодоления/проламывания барьеров. Ни в коем случае не только ею, если только вы не способны парой слов укрощать разного рода демонов и им подобных сущностей – Турс не даст вам защиту априори, только по факту ее применения.
И не стоит ее применять в подобных практиках в рамках гоэтической традиции – там она ничего не усилит и не улучшит, а вот расстроить и навредить вполне сможет. Вплоть до нейтрализации вашей же защиты. Потому что ей абсолютно похрен, на каком глазу у вас тиара…
И снова – не забывайте о «праве применения». В данном аспекте особенно актуально.
И да – инвокации с ее помощью проводить не нужно, здесь будет гораздо уместнее применить руну Ансуз.
2) Прорыв.
В определенной ситуации формула с Турисаз может помочь вырваться из какой-либо системы, преодолеть запреты и ограничения на выход. А также дает возможность выйти из замкнутого круга проблем, когда чистки, осмысления и иные способы решения не помогают, либо (вполне возможно, что в ряде случаев это одно и то же) позволяет избежать участия в некоем глобальном событии, ломая и разрушая так называемую «судьбу» или «предопределение». Весьма полезно в ситуации, когда необходимо качественно изменить вероятное будущее объекта, а все обычные шаги и попытки неизменно возвращают его на тот же самый путь.
При этом нужно учитывать, что если у Вселенной нет подходящей замены именно этому субъекту, то руна либо не сработает вовсе, либо сразу после нейтрализации ее действия объект вернут на прежнюю дорогу. Посему здесь необходимо тщательно рассчитывать как свои силы, так и длительность работы активного построения.
Магическое оперирование.
Расположение в скриптах/вязях/ставах:
1) Руна в начале формулы.
Турисаз в начале формулы/вязи или находящаяся в центре става всегда и везде придает аспект разрушения всем остальным рунам построения, вследствие чего они начинают работать наоборот своему прямому аспекту. Исключения, которые вместе с тем напрочь нейтрализуют работу Турс в подобной формуле – Ансуз, Ингуз и Дагаз.
Посему применение единичной Турисаз в начале построения оправдано и целесообразно только в одном случае – если желаемое и планируемое воздействие строго негативно к основным аспектам остальных используемых рун. То есть если мы запускаем в работу формулу Турс-Наутиз, то мы ясно понимаем, что это отнюдь не принуждение, а как раз наоборот – его разрушение.
В то же время работа Турисаз во главе палиндрома, либо просто замыкания в нее формулы без применения руны Наутиз или руны Иса по краям, реализуется только вовне и только в защитном плане, закрывая от внешнего влияния аспекты остальных рун построения.
Работа в таких же палиндромах и формулах, но дополненных по краям руной Наутиз или руной Иса – внутреннее разрушение, согласно подобранных в построение рун. Однако, при этом необходимо учесть, что если мы таким образом рушим чью-либо защиту – разрушив все «внутри», Турс сама станет защитой, замкнув контур собой и уже не обращая внимание на Наутиз. Поэтому, если предполагается работать именно против защиты объекта – Турисаз-Тейваз-Альгиз. Просто и эффективно. Палиндромы и запирание здесь совершенно ни к чему.
2) Руна во внутреннем составе построения.
Здесь главный смысл всегда зависит от начинающих построение рун, именно они будут задавать тон и направление действия Турисаз, а глифы располагающиеся после Турисаз будут определять конкретику воздействия. И вот здесь вполне можно и оправдано использовать до Турисаз руну Ингуз, а после нее и (при необходимости) руну Ансуз, дабы ограничить разрушение от Турс только необходимым объемом, без перебора в сторону вреда.
Сразу должен сказать, что работа таким образом несколько проблематична, ибо рассчитать правильное и допустимое воздействие одновременно с его полноценной достаточностью довольно сложно, поскольку данные глифы порядком ослабляют влияние Турисаз.
Пара примеров к сказанному, для наглядности:
Манназ-Иса-Турисаз-Гебо-Кеназ – блокирование и разрушение любовных отношений, работа через открытый разум и Эго. Ограничение не требуется, работаем до последнего.
Лагуз-Манназ-Ингуз-Турисаз-Манназ-Ингуз – «выжигание» тараканов, очищение разума, работа через подсознание. Дабы не выжечь лишнего ставим Ингуз в обе стороны от Турисаз, после Манназ. Если вместо второй Ингуз ставим Ансуз, получаем достаточность действия по воле свыше. Допустимо, если полностью доверяете Провидению.
3) Руна завершает построение.
Разрушение любых препятствий на пути реализации намерения, выраженного конкретной рунической формулой. Наиболее частое применение руны в графической магии, наряду с палиндромами и замкнутыми в Турисаз построениями.
Мантическое значение.
I. В прямом положении основное мантическое значение Турисаз – необходимость и возможность разрушения внешних препятствий или сильная внутренняя защита. Конкретика напрямую зависит от формулировки вопроса.
Руна может указывать, что есть некие внешние силы или препятствия, которые тормозят продвижение вперед и что их необходимо преодолеть и/или уничтожить. Необходимость отбросить старое и начать новое, иначе дальнейшее развитие/карьера так и останутся на прежнем уровне. И сейчас как раз самое время действовать, обдуманно, точно и жестко. А возможно и жестоко.
Также, при диагностике, руна может указывать на наличие активной и рабочей защиты объекта.
Прорыв, который либо уже происходит, либо будет в скором времени.
На вопрос о личном пути, выпавшая Турисаз указывает, что здесь все зависит от самого человека. Если он не имеет воли и не способен подняться над собой – он будет сломлен и подчинен последующему течению жизни. Не способен быть ведущим и сам определять свою судьбу – будет ведомым, подчиняясь силе и судьбе. Но каким ему быть – решает только он сам.
Также выпавшая руна Турс означает тяжелый и жесткий характер, безудержность и в желаниях, и в гневе. Серьезную целеустремленность. Жестокость. Неумение, да и нежелание, жалеть и сострадать.
Способность помочь, но только на своих условиях и по своим правилам. И именно так, как считает нужным помогающий, а не так, как хотел бы просящий помощи. И здесь необходимо тщательно взвесить, насколько такая помощь будет полезна и оправдана.
Способность к уничтожению, к отбрасыванию лишнего и ненужного. Иногда – беспринципность. Почти всегда – бесконтрольность, крайнее неприятие надзора и необходимости подчинения приказам.
Ключевые понятия прямого положения: сила, прорыв, решительность, действие, неудержимость, точность, стремление, гнев, жестокость, защита, месть, уничтожение, прямота, свобода воли, помощь, поддержка.
II. В перевернутом положении первичное значение руны – бесполезность усилий и непреодолимость внешних препятствий на данном этапе жизненного пути.
Также – личная неспособность к преодолению, апатия, безынициативность. Внутренние блоки, неуверенность, бессилие. Остановка движения. Расхлябанность и растерянность. Подчинение, как внешней силе, так и обстоятельствам.
И одновременно с этим – упрямство и ограниченность понимания. Неспособность объективно воспринимать и оценивать внешние факторы. Неспособность к честному анализу ситуации.
Именно о таком положении можно точно сказать любимым сетевым статусом сегодняшней молодежи – «все сложно». И как раз сейчас самое время обратить внимание на себя внутреннего, разобраться с самим собой и своей неспособностью понять и осознать собственные желания. Разобраться с собственными стремлениями и возможностями.
На вопрос о личном пути здесь ответ прямо противоположный – от самого человека ничего не зависит и самостоятельно он ничего решить не сможет, поскольку его голос в этот момент ничего не значит. А если он попытается что-то изменить или взбунтоваться – его сломают. Эту ситуацию можно переломить, но нужна помощь извне.
Серьезная недостаточность личной защиты, либо ее отсутствие вообще.
Ключевые понятия перевернутого положения: слабость, пассивность, бездействие, бессилие, апатия, страх, беззащитность, безвольность, подчинение, ступор, беспомощность, упрямство, тупость, гордыня.
Обсудить статью можно здесь
Предыдущая статья: Значение руны Uruz
Следующая статья: Значение руны Ansuz (----)
____________ Примечания _____________
1. Исландская руническая поэма. Руна Thurisaz
(перевод и примечания: Надежда Топчий(Tradis))
Оригинальный текст:
(Þurs) er kvenna kvöl
ok kletta búi
ok varðrúnar verr.
Перевод:
Турс — пытка жен,
И житель утёсов,
И Ва́рдруны муж.
Примечания:
Codex Arnamagnæanus AM 749 4to, XVII в., бумажная рукопись. Содержит вариант рунической поэмы в следующем порядке: буквы латинского алфавита, имена рун, их изображения, строфы. Порядок рун при этом соответствует латинскому алфавиту, строфы содержат не только три, но и две, и четыре строчки.
Также рукопись включает материал по скальдическим кеннингам и хейти в алфавитном порядке, а также часть «Перечня размеров» (Háttatal) «Младшей Эдды».
2. Англосаксонская руническая поэма. Руна Thurisaz
(перевод и примечания: Кирилл Горобченко)
Оригинальный текст:
Þorn biþ þearle scearp · þegna gehwilcum
onfeng is yfel · ungemetum réþe
manna gehwilcum · þe him mid reste.
Перевод:
Шип (терн?) — жестоко остр, тану каждому
схватившемуся — он зло, безмерно суров
к человеку любому, что на нем отдыхает.
Примечания:
Þorn — шип, колючка, колючее растение
Þearle — жестокий, суровый, жесткий
Scearp — острый
Þegn — служитель, вассал, последователь, человек на королевской службе, свободный, хозяин (в противоположность рабу)
Onfeng — 3 л. ед. ч. прошед. от onfon — брать, получать, хватать
Yfel — зло
Ungemetum — безмерно, беспредельно
Réþe — яростный, жестокий, дикий; 1. о людях — также — оправданная жестокость, строгость, неумолимость; 2. праведный правый справедливый; 3. о вещах (кара, бедствие) — суровый, жестокий, ужасный
þe — что; тот, кто
reste — от restan — отдыхать
3. Норвежская рунопеснь. Руна Thurisaz
(перевод и примечания: Надежда Топчий(Tradis))
Оригинальный текст:
(Þurs) vældr kvinna kvillu;
kátr værðr fár af illu.
Перевод:
Турс причиняет женщинам муки;
веселыми делает немногих несчастье.
Примечания:
Ни в А, ни в В слово “kvillu” полностью не сохранилось (кроме первой буквы) и является восстановленным.
Под турсом в тексте мог пониматься как опасный людям великан, так и сама руна Þurs, чье использование во вредоносной магии зафиксировано и в Эдде («Руны я режу — „турс“ и еще три: похоть, безумье и беспокойство», Skírnismál, 36), и в более поздних заговорах.
Источник информации по поэмам: Рунические поэмы