Гуманность и безнадежность. Попытка понять...

Вечером в пятницу так получилось, что я посмотрел программу "Время", в которой был вот этот сюжет:

Конечно, подобное видел уже не раз, и в сети и наяву. Но, как и всегда, по этому поводу, у меня снова возникли те вопросы, понятных ответов на которые не находил и не нахожу...

Кто-нибудь может внятно, доходчиво и аргументированно мне объяснить - зачем? Зачем это все нужно? Зачем тем детям, которые больше похожи на растения и выздоровление которых невозможно - зачем продлевать им мучения в этом мире?

Почему взрослый человек, живущий (гораздо вернее - влачащий существование) только на обезболивающем, которое нередко лишь немного приглушает страдания, не может уйти из жизни тихо и мирно, избавив себя от многих месяцев, а то и лет, физических, а своих родных - от столь же долгих душевных страданий и терзаний?

Что и кому хотят доказать те, кто считает необходимым поддерживать жизнь в таких пациентах до последней минуты? Что они такие гуманные и неравнодушные? Что жизнь прекрасна в любом качестве?

Да чушь все это, друзья... Людское лицемерие и нежелание (неспособность?) к самостоятельной ответственности с учетом интересов того, кому больнее всего.

"Мы счастливы", "не надо нас жалеть"...

Не верю. Их выдает взгляд, полный чего угодно, но не счастья. Да и какое счастье может быть, при отказе от полноценной жизни и постоянной работе добровольной сиделкой. И что будет с этим существом, когда родителей вдруг не станет? Когда они попросту исчерпают свои силы и волю?

Да, для некоторых эта жертвенность сродни бесценной короне - они выставляют ее напоказ, холят и лелеят, все их существование имеет смысл только благодаря этой жертве. Это защита от собственного я, и защита неплохая.

Вот только случается так, что в тот самый миг, когда объект жертвенности покидает сей мир и особенно когда в жертву принесены многие годы - носитель жертвенности прозревает и понимает, что вся его жизнь в услужении и уходе была, по сути, пустой. Он был аппаратом для кормления, уборки и прогулочным механизмом для кого-то, полностью растворившись в этом служении, потеряв свою жизнь...

Некоторые, после такого осознания, скоренько уходят вслед за подопечным, некоторые пытаются наверстать упущенное. Но все это уже бесполезно - время неумолимо и не прощает вольного обращения со своим течением.

На Большой Садовой, в Ростове-на-Дону в течении многих лет можно было видеть горизонтальную тележку с гидроцефалом... Его сложно было назвать человеком - это было растение, на жизнь которого собирали милостыню. Хотел бы я такой жизни своему ребенку? Миллион раз - нет.

Да, мне, как отцу двоих замечательных детей, трудно судить максимально объективно, но - если бы мне сказали, что ребенок будет с отклонениями или серьезно болен или еще что похожее - аборт был бы лучшим выходом. И не потому, что я такое бессердечное чудовище - просто у таких детей нет и не будет полноценной жизни в нашем мире и обществе.

И если ребенок родился бы таким - прерывание его жизни было бы благом.

Они живут, пока о них заботятся родители, которые жертвуют ради них жизнью своей.

Они живут, да... но для чего они живут? И можно ли это назвать жизнью?

Я не говорил про болезни и состояния, которые можно вылечить и которые не ограничивают подвижность и способность жить самостоятельно, без посторонней помощи - я говорил про те, которые практически не поддаются лечению, те же гидроцефалия, тяжелая форма полиомиелита или ДЦП. Те болезни, при которых человек не способен существовать сам, без помощи.

Не думаю, что это благо - спасать каждую  жизнь. У нас уже дошли до спасения любого в любом состоянии, даже если его жизнь будет похожа на жизнь куста или лопуха, и заберет жизнь тех, кто будет ухаживать за ним - псевдогуманизм всюду протянул свои липкие щупальца.

Лучше пусть вырождаются нации, пусть рождается больше дебилов, даунов и т.п. -  зато мы такие добрые и человеколюбивые, мы спасем всех, ведь все имеют право жить. Вот это, например:


Гуманность

Что является большим злом - не спасать жизнь, которая и так не будет жизнью, а лишь существованием без цели и надежды или спасти и обречь на страдания и фактически отнять жизнь у нескольких человек - потому, что их жизнь тоже превратиться в существование. Это больше похоже на наказание, а не на гуманность.

То же самое можно сказать о поддержании жизни в тех, у кого уже нет никакой надежды - только боль и страх.

В жизни я наблюдал разные ситуации и различных больных, в том числе и дряхлых стариков - лежачих, беспомощных, ненавидящих себя и всех вокруг и желающих только умереть. Но им никто не мог подарить освобождение.

Я видел, как любящие родственники вздыхали с облегчением, когда этот человек все же уходил. И заодно видел и вижу, как с того же времени эти самые люди начинают мучиться угрызениями совести за свое облегчение. Иногда они тоже кончают жизнь самоубийством, не выдерживая чувства вины.

Что до меня лично, то я хотел бы уйти не дряхлой развалиной с уткой под кроватью, а дочтаточно крепким, не испытав состояние бессилия и невозможности что-либо изменить и не будучи обузой своим любимым и родным. Возможно кто-то хочет жить в любом состоянии: слабым, беспомощным, питающимся растворами и т.п. - лишь бы жить... Жить в мучениях, лежа и без движения, только лишь бы жить. Пусть стоя на одной ноге, посреди мрака и пустоты, в страхе - но жить.

Только все тот же вопрос: а зачем?

И напоследок цитата, неплохо, на мой взгляд, обрисовывающая сегодняшнее положение дел в медицине, касаемо направлений рождения и смерти (обратите особое внимание на текст, выделенный жирным курсивом):


Он сказал:

— Зачем же так? Вон группка зеленых берется спасать пингвинов, которых не спасает правительство. Значит ли это, что зеленые круче? Мы тоже беремся решать проблемы, о которых все знают, но… стыдливо закрывают глаза. Даже когда понимают, что в таком виде цивилизация обречена. И вот-вот рухнет. Но проклятые «права человека», умело вам навязанные, оказались настолько крепкими, что…

Он раздраженно умолк. Она спросила осторожно:

— Какие такие проблемы?

Он явно мялся, не решаясь что-то сказать. Она ощутила, что деятельность их Организации, судя по его смущению, в самом деле вряд ли пользовалась бы одобрением у большинства людей.

— Возьмем, для примера, — сказал он, — такую проблему… Раньше женщина рожала с десяток детей, а то и больше. Словом, всю жизнь рожала. Когда десять, а когда и двадцать. Я не говорю, что это хорошо или плохо! Просто мир был другим, противозачаточных не знали, женщина всякий раз рожала… Пятеро из таких детей мерло еще до годовалого возраста. Еще пятеро — не достигнув пятнадцати лет. В половую зрелость, таким образом, входили только совершенно здоровые, иммунные ко всем болезням люди. С их детьми история повторялась… Но вот пришла наша великолепная медицина. Сама по себе медицина… просто медицина. Она точно так же может отбирать детей здоровых, а нездоровых… А-а-а, уже морщишься? Так вот, сейчас нынешняя мораль велит сохранять жизнь любому больному, дебилу, уроду. Медицина, послушный инструмент нашей морали, сохраняет. Уже треть населения планеты состоит из больных и умственно неполноценных. А размножаются они быстрее здоровых: делать-то больше нечего, а пособия выплачивают о-го-го какие! Здоровые завидуют. Не такая бы и беда, если бы размножались только среди своих! Увы, вступают в брак и с полноценными людьми, внося больные гены в общих детей. Сейчас человечество на той опасной грани, когда генетический аппарат настолько загажен болезнями, что вот-вот возврат к здоровью станет невозможным. И что же? Все руководители стран это знают. И все ученые. Но… молчат. Потому что заикнуться о евгенике — это прослыть фашистом, мракобесом, человеконенавистником… слово-то какое! Что делается во вред человечеству, то объявлено любовью «к каждому отдельному человеку», а в чем в самом деле спасение человечества, то это именуется че-ло-ве-ко-не-на-вист-ни-чест-вом!

Она спросила язвительно:

— Потому вы, такие добренькие «вообще», готовы делать то, за что не берется ни одно цивилизованное правительство?

Он мирно усмехнулся:

— А нам не нужны голоса избирателей. Голоса рядовых избирателей.

— У тебя странная индосинкразия к рядовым!

Рядовым не нужны звезды, — ответил он серьезно. — Рядовым нужен свой огородик. А голос рядового, увы, почему-то приравнен к голосу нерядового. Но рядовых везде больше… Так любой правитель, как бы ни хотел к звездам, будет издавать законы об улучшении огородиков, дабы не растерять голоса. Править миром должен тот, кто не зависит от благорасположения извозчиков и слесарей. К этому, кстати, и двигается мир, но медленно, медленно…

Она не поняла, что он имел в виду, потому и спросила, как может спросить женщина, которая изо всех сил показывает, что она без всяких там комплексов:

— Что ты имеешь в виду?

— Не столько мудрости недостает, — сказал он невесело, — как смелости. Человек по природе своей — конформист. Все неконформисты были изгнаны еще в пещерное время, где и погибли в лапах саблезубых и пещерных. Оставались только те, кто… уживался. Так сформировалось общество. Из уживчивых! Но беда уживчивых, что им очень легко навязать любую идею, любые взгляды, любое поведение… если доказать, что это на пользу общества. Сейчас из-за таких человечество уже страдает…

… Пошли самым простым и коротким путем: сделали ставку на трусость. Провели мощную пропагандистскую кампанию: мол, это не трусость, а естественная реакция организма, стыдиться не надо. Внушали, что человеческая жизнь — самое ценное на свете, для ее сохранения ничего не жалко. Можно даже поступиться честью, достоинством. Помню, дурни радовались, что так быстро и легко внедряется эта идея в жизнь… Забыли, что с горы катиться легче, чем карабкаться на гору! Сейчас начали расхлебывать эти последствия: медицина спасает жизнь дебилам, стариков десятилетиями держит на искусственном питании с принудительной вентиляцией легких, не давая спокойно и с достоинством уйти в мир иной…

Она насторожилась, на ее лице появилось неприятное выражение.

— Ты о чем?

Он невесело усмехнулся:

— Вот-вот. Для тебя это тоже аксиома: главная ценность — жизнь! Любая. Даже жизнь преступника. Дошло до нелепости: сохраняются жизни рожденным полными идиотами, уродами, двухголовыми… Идею, которую мы забросили в мир, гипертрофировали… А ведь для выживания вида человек должен быть способен отдать жизнь за идею, за честь. Офицер, запятнавший честь мундира, пулей в лоб смывал позор, чиновник стрелялся, когда проигрывал казенные деньги в карты, политический деятель тоже жизнью платил за ошибки… Николай Первый, которого больше знают как душителя декабристов-ленинцев, за проигрыш в Крымской войне заплатил тем, что принял яд, лег на свою солдатскую кровать, накрылся шинелью и умер.

— Выходит, ты за смертную казнь? — тупо спросила она.

Олег горько засмеялся:

Я за то, что жизнь — не самое ценное. Есть ценности намного выше. К примеру, жизнь вида всегда ценнее жизни отдельной особи. А сейчас дошло до абсурда: даже шпиона снабжают не ампулой с ядом, а напутствием: мол, выдавай и предавай всех, жизнь дороже, мы понимаем, а то еще бить будут! Все равно ж выдашь, так что лучше обходись без синяков...

Юрий Никитин "Башня-2"


 

Если вам есть что сказать, дополнить или возразить - прошу.

И еще раз повторюсь, дабы не было непонимания - мнение не касается тех, кто способен жить сам, без постоянной и неусыпной помощи со стороны.

Комментарии   

 
# Агнис 24.04.2015 23:52
Прочла. Двоякое какое-то чувство возникло. Да, попахивает фашизмом ,евгеникой... Но! Трудно и не согласиться с автором,если думать не о спасаемом безнадёге, а об виде в целом.

сложно всё.Но, я бы тоже не хотела дожить до такой немощи и быть обузой родным(тьфу-тьфу-тьфу). Как пел Высоцкий "Мы когда-нибудь все умираем.Как бы так подгадать, чтоб не сам, чтобы -в спину ножом"...
 
 
# Igrok 25.04.2015 04:29
Автор тоже с вами согласен )
 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.