ВВЕДЕНИЕ
Русская заговорная традиция — несомненно, одна из наиболее богатых и разнообразных на территории Евразии. В то время как на Западе живое бытование заговоров к ХХ в. в основном уже прекратилось, у русских, украинцев и белорусов они практически существуют до нашего времени. Рукописные заговоры — своеобразное явление, возникшее в поле взаимодействия рукописной традиции и устного творчества. Исполнение заговоров и даже само переписывание и хранение их текстов было органически вписано в жизнь российского общества XVII–XVIII вв. Хотя массовая фиксация русских заговоров началась только во второй четверти XVII в., некоторые из них возникли задолго до этого времени и донесли до нас формулы, имеющие дохристианское происхождение.
Исследование почти четырехвековой динамики заговорной традиции (со второй четверти XVII в. до наших дней), ее взаимодействия с другими жанрами (в частности, былинами, духовными стихами, лирическими песнями, загадками) может привести к ценным результатам в области истории и типологии фольклора. Тексты заговоров представляют собой драгоценные памятники русского языка; они включают тысячи слов и выражений, слабо представленных в других типах источников. В заговорах воплотился уникальный опыт многих поколений людей, которые пытались посредством слова воздействовать на здоровье и эмоционально-психологический мир человека, внушить ему уверенность в своих силах, защитить себя и своих близких от воздействия враждебных сил и создать постоянную угрозу для потенциальных или реальных недоброжелателей. Хотя и в нашем собрании есть отдельные «черные» заговоры, все же подавляющее большинство текстов, вводимых в научный оборот, имеют сугубо позитивную направленность. Они призваны уберечь человека от вражеского оружия, а домашний скот — от хищных зверей, повлиять на судей и других представителей власти, помочь во время охоты и рыбной ловли, спасти от сглаза и порчи, остановить кровь при порезе, ослабить ощущение боли при пытке, наладить отношения жены с мужем и т. д. Было бы крайним анахронизмом представлять себе, что заговорами пользовались исключительно колдуны и ведьмы, а основные сферы их деятельности — те же, что у современных колдунов-экстрасенсов, то есть наведение и снятие порчи, приворот и отворот, поиски украденного и пропавших людей, лечение неизлечимых болезней и вытягивание денег из отчаявшихся пациентов и их родственников. Большинство людей, которые переписывали, хранили, использовали и распространяли рукописные сборники заговоров, не были профессиональными магическими специалистами и обращались к заговорам для решения таких реальных проблем, как болезнь, тяжелые роды, необходимость предстать перед судом, отсутствие взаимности у любимого человека, неуверенность в результатах охоты или рыбной ловли, страх перед дикими животными во время выгона скотины на пастбище и т. д. Включенные в различные ситуации социального взаимодействия, заговоры становились реальной силой, оказывавшей влияние на здоровье, психическое и моральное самочувствие личности, ее положение в обществе и отношения с другими людьми. В мире, в котором вера в магию была всеобщей, заговоры действительно помогали человеку обрести чувство уверенности в себе, надежду на выздоровление, придавали бодрость и волю к сопротивлению.
|
Данные
|
Размер |
7.96 MB |
Скачиваний |
1773 |
Создан |
2015-01-16 19:15:49 |
Создал |
Igrok |
|
|