ПРЕДИСЛОВИЕ. В 1858 г., приготовляя, для помещения в Черниговских Губернских Ведомостях, небольшое собрание Малороссийских заклинаний, я, между прочим, писал в предисловии к нему: „Нельзя не пожалеть, что на этот, столь интересный для истории, этнографии и мифологии, предмет до сих пор не было обращено ни малейшего внимания. Люди, которые близки к народу, смотрят на знахарей, как на обманщиков, не стоящих никакого внимания, а люди, знающие цену народности, по большей части не имеют к народу доступу; от того сколько драгоценных памятников с каждым поколением гибнет не собранными!" После написанного мною прошло уже почти 15 лет, а между тем дело собрания Малороссийских заклинаний находится почти в прежнем положений. Правда, после того появилось в некоторых Губернских повременных изданиях и сборниках этнографического содержания несколько заклинаний, но мы все таки до сих пор не имеем ни одного сборника этого рода произведений народного слова. Таким образом, и теперь смело можно сказать, что на настоящий предмет доселе не обращено никакого внимания. В этом отношении исследователи Малороссийского народного быта далеко отстали от Великороссийских исследователей. Последние напечатали в разного рода повременных изданиях и отдельных сочинениях значительные собрания заклинаний; они издали даже целые сборники таких произведений народного творчества. Я разумею сборник Великороссийских заклинаний И. П. Сахарова, занимающий 2-ю книгу 1-го тома Сказаний Русского народа. и сборник Л. Н. Майкова, помещенный во 2-м томе Записок Русского Географического Общества, по отделению этнографии. Сборник Г. Майкова заключает в себе 376 заклинаний. Появление в свет значительного числа собраний Великорусских заклинаний, в сравнении с Малороссийскими, может быть отчасти объяснено и тем, что Великороссияне гораздо богаче Малороссиян такого рода памятниками народной словесности. Это, вероятно, обусловливается, с одной стороны, более сильным распространением суеверия между Великороссийским простонародьем, с другой стороны, значительным числом грамотников в народе, которые до позднейшего времени слагали во множестве заклинания и записывали существовавшие уже в народе, и таким образом сильно способствовали их сохранению и распространению. В особенности сказанное мною относится к местностям крайнего севера Европейской России. Здесь, среди крестьянского населения, можно встретить, и без особых усилий собрать, множество тетрадок с заклинаниями, носящими многоразличные названия: „оберегов, отказов, подходов, щепоток, слов, прикосов и т. п., и служащих руководителями во всех почти обстоятельствах жизни. При том многие из здешних заклинаний отличаются значительным объемом, иногда занимая целые листы, в особенности те из них, которые сложены в более позднее время. В Малороссии, напротив, заклинания составляют почти исключительно достояние знахарей, которые держат их в большой тайне, передавая устно своим преемникам, так что доступ к этого рода произведениям весьма труден. Правда, и в Малороссии можно встретить старинные тетрадки с заклинаниями, но несравненно реже, нежели в Северной России, и при том ими обладают собственно мелкопоместные помещики, мещане, казаки, а не крестьяне.
|
Данные
|
Размер |
13.03 MB |
Скачиваний |
1622 |
Язык |
Создан |
2015-01-16 17:53:55 |
Создал |
Igrok |
|
|