Оглавление Поиск Наверх

Вы находитесь в Библиотеке магического портала Серая Гавань, где сможете найти и скачать множество полезных книг по основам магии, магическим традициям и направлениям, сопутствующим дисциплинам и практикам, а так же книги по истории, мифологии, религии, психологии и многим другим направлениям развития и познания мира.

Прошу вас ознакомиться с информацией, которая сделает ваше пребывание здесь более удобным и приятным
:
"Правила и некоторые нюансы при пользовании библиотекой"


Подробно о закачке
 Махов - Hortus deamonum (сад демонов). Словарь (три тома, 1998)   (Версия:djvu)     

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ

Предмет данного словаря — христианское предание о демонах.
Существование этого предания в форме мифа — то есть истории, не подвергаемой сомнению. — имеет естественные границы во времени. Нижний предел — иудаистская ветхозаветная традиция, которая уже знает сатану, но этот сатана еше включен в «Божественный совет» н выполняет волю Бога, не имея пока собственной волн. — той волн, которая и является главным фатальным атрибутом и отличием христианского дьявола. Верхний же предел, по нашему мнению — поэтические творения, в которых впервые прозвучали ноты сочувствия к дьяволу — как к богоборцу, полному достоинства, у Мильтона или как к нравственному страдальцу, слезами смывающему свой грех, у Клопштока. Ни ведьмовские костры, ни наука Нового времени, охотно включившая дьявола и его вотчину — ад в свои конструкции (см. статьи «Ад» и «Демонология») и в эпоху Ньютона все еще рассуждавшая о «естественных свойствах» демонов и ада не смогли убить дьявола. Его убил не огонь, но слезы сочувствия, которые вочеловечнлн дьявола и превратили его из существа абсолютно «чужого» («чужой», alienus — одно из определений дьявола в патристике забавно перекликающееся со всем известной мифологемой современной фантастики) в нечто вполне знакомое и понятное. Дьявол стал метафорой человека и перестал существовать как миф; он перешел в разряд литературных условностей и в этом своем качестве — как герой разного рода «адских почт», «разговоров в царстве мертвых», «видений на брегах Леты» н т. п. — не является предметом нашего словаря.

Определение «инфернальный» в названии словаря имеет вполне определенный смысл, вытекающий из самого предания о дьяволе, но вместе с тем несколько более широкий, чем смысл русского слова «адский»: преступный ангел в результате своего падения был свергнут из эфира, где обитают прочие ангелы и попал в некий «нижний» мир, под которым понимали и ад, и темный «нижний воздух», в котором носятся демоны, и просто нашу землю, «князем» которой дьявол пока является (см. «Места обитания дьявола»). Дьявол в христианской мифологии занял место, которое можно соотнести с местом античных «низших богов», сильно повлиявших на формирование его иконографии; показательна его власть над низшим миром, над низменными чувствами, низменными потребностями и т. п. На наш взгляд, этом комплексу воззрений наилучшнм образом соответствует именно эпитет «инфернальный»: infemus в латыни — н «ад», «преисподняя» (вотчина дьявола в точном н узком смысле), и просто все «нижнее» (также соотносимое с дьяволом).

Статьи словаря призваны охватить все стороны предания о дьяволе и распадаются на несколько типов. Прежде всего, это персоналии инфернального мира: сюда включены и всем известные персонажи, однако в малоизвестной средневе-
ковой и ренессансной трактовке (Люцифер, Вельзевул и т.п.), и редкие демоны порожденные средневековой фантазией (Тутнвнлл), и эзотерические демоны заклинателей (Каакрннолаас и т. п.). Другая группа статьей связана с характером н обличи ем дьявола: здесь и статьи о традиционных именованиях дьявола выражающих те или иные стороны его характера (Мастер, Разрушитель, Лжец и т. п.), и статьи о животных, с которыми он связан и в облике которых является (Медведь, Собака, Василиск и т. п.). а также две большие статьи о внешнем облике дьявола — Иконография дьявола и Обличья дьявола.

Наконец, особая группа статен связана с темой «Дьявол, Бог и человек». Мы попытались избежать здесь странной особенности, присущей почти всем работам о ведьмовских процессах Ренессанса, из которых можно узнать любые подробности об орудиях пыток и казнях ведьм, но в которых полностью отсутствует главный персонаж всей трагедии — сам дьявол. Авторы таких работ даже не пытаются проникнуть в тайные мотивы поведения демономанов, словно бы никакой тайны и не было; однако нм стоило бы вспомнить слова Шарля Бодлера: «Самая великая уловка дьявола — в том. чтобы заставить нас поверить, что он не существует». В статьях «Демономания», «Христос, человек и дьявол», «Борьба с дьяволом», «Искушение», «Договор с дьяволом» и др. мы попытались ответить на вопрос, чем. собственно, дьявол был для человека, веровавшего в его существование.
Автор выражает глубокую благодарность Т. К. Грековой (Отдел искусства Всероссийской Государсгвенной библиотеки иностранной литературы) и Т. Г. Юрченко (ИНИОН РАН) за помощь в разыскании словесных и изобразительных источников: О. А. Кулагиной за помошь в подготовке материалов. Многие детали книги прояснились в беседах с А. Львовой, без которых книга была бы иной или не существовала бы вообще.




Данные

Размер 16.22 MB
Скачиваний 568
Язык
Создан 2014-10-20 00:23:53
Создал Igrok

Скачать

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.