Оглавление Поиск Наверх

Вы находитесь в Библиотеке магического портала Серая Гавань, где сможете найти и скачать множество полезных книг по основам магии, магическим традициям и направлениям, сопутствующим дисциплинам и практикам, а так же книги по истории, мифологии, религии, психологии и многим другим направлениям развития и познания мира.

Прошу вас ознакомиться с информацией, которая сделает ваше пребывание здесь более удобным и приятным
:
"Правила и некоторые нюансы при пользовании библиотекой"


Подробно о закачке
 Фрезер - Золотая ветвь (дополнительный том)   (Версия:pdf)     


Основной том труда Дж. Дж. Фрезера "Золотая ветвь" можно скачать
здесь

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Сэр Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941) — выдающийся ученый, автор теории происхождения религии. В этнографию он пришел из истории литературы и классической филологии, завоевав известность своими комментированными переводами Павсания, Овидия, Саллюстия. Интерес Фрэзера к этнографическим проблемам пробудился в результате чтения классических трудов по этой теме, в частности знаменитой работы Эдуарда Тэйлора "Первобытная культура".
В этнографии Фрезер дебютировал книгой "Тотемизм" (1887), сразу же привлекшей внимание ученых. Впоследствии эта небольшая книга разрослась в четырехтомный основательный труд "Тотемизм и экзогамия"(1910).
В значительной своей части творчество Дж. Фрэзера приходится на конец XIX — начало XX веков. Он является автором  капитальных исследований: "Вера в бессмертие и культ умерших" (2 тома, 1911-1912), "Фольклор в Ветхом завете" (3 тома, 1918-1919), "Культ природы" (1926), "Боязнь умерших в примитивной религии" (2 тома, 1933-1934), "Мифы о происхождении огня" (1930), "Творение и эволюция в примитивных космогониях" (1935). В своих трудах он широко использует материал, почерпнутый из более ранних источников.
Первое издание "Золотой ветви" вышло в Лондоне в 1890 году. И с тех пор труд Дж. Фрэзера (полное издание которого составляет, кстати, 12 томов) продолжают издавать, переиздавать, переводить и изучать. На русском языке, кроме настоящего тома, "Золотая ветвь" издавалась дважды: в 1928 и в 1980 году.
Взгляды Джеймса Дж. Фрэзера близки к воззрениям Бронислава Малиновского, основоположника социальной антропологии. И. Т. Касавин, рассматривая идеи этих авторов, указывал, что согласно Фрэзеру, "психолгическая основа магии — ассоциация идей, Между которыми не существует реальной причинной связи; магия позволяет умному человеку доминировать над остальными: получать статус святых и богов после смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и целостность, самостоятельность индивида".
По мнению Б. Малиновского, магия создает уверенность в неопределенных ситуациях, создает структуру торговли, организует коллективный труд, но в первую очередь представляет феномен, демонстрирующий силу языка, поскольку всякий язык обладает магической функцией.
Кроме Фрэзера и Малиновского, исследованием феномена магии занимались структуралист Клод Леви-Строс и "этнофилософ" Мирча Элиаде. Последний считал магию инструментом прорыва границ между мирами, способом возврата личности в сакральное время, in illo tempore.
Работы Дж. Фрезера оказали сильное влияние на более поздние исследования развития сознания — в частности на предположение К. Г. Юнга о стадиальности развития сознания индивида. Далее эта гипотеза была развита Эрихом Нойманном, исследовавшим этот вопрос в рамках юнгианской аналитической психологии. Опираясь на богатый этнографический материал, собранный Фрэзером и другими учеными, Нойманн показывает, что стадии развития сознания выражаются в архетипах, доминирующих на той или иной стадии. Архетипы уже пройденных стадий, однако, остаются в сознании индивида в "свернутой" форме, продолжая оказывать глубокое скрытое влияние на всю его жизнь. Поэтому то, что сегодня мы называем "первобытным", и считаем не имеющим к нам отношения, в том числе и "магическое" восприятие мира, продолжает жить внутри нас, проявляясь в странных снах, совпадениях, суевериях, внезапных болезнях...
Данный том "Золотой ветви" — второй сбор, как назвал его сам автор. Как мог заметить читатель, здесь представлен в основном практический материал и почти отсутствуют комментарии самого Фрэзера по поводу значения тех или иных обычаев, обрядов и церемоний3. Однако, выбор издательством именно этого тома далеко не случаен. Современный рынок эзотерической литературы бывшего СНГ богато насыщен литературой о разного рода магических техниках, школах, направлениях и т. д. и т. п. В этом море можно найти любую экзотику — от тайных доктрин Розенкрейцеров до магии современной Бразилии, от техник снятия порчи и народных заговоров до посткастанедовских попыток описания собственного пути тех, кому "хочется странного", по удачному выражению братьев Стругацих.
Так или иначе, все это по большей части остается некой экзотикой, излишеством, чем-то вроде туристического справочника. Ведь для современного человека, живущего в городе, магия является не необходимостью, а, скорее, развлечением, не имеющим отношения к серьезным вещам. Отсюда — облегченность и доступность для современных условий большинства издаваемых книг по "магии".
Читая же Фрэзера, понимаешь, что для так называемых "первобытных" людей магия была не просто частью жизни, занятием или профессией. Магия была способом существования. Вся жизнь человека, еще не отгороженного от природы техникой и социумом, зависела от благосклонности сил природы — от того, пойдут ли вовремя дожди, будет ли удачной охота, не возникнет ли эпидемия в деревне. Соответственно, первобытная магия дает целостное представление о мире первобытных народов, о всем укладе их жизни. А если вспомнить, что история человечества насчитывает более 100 тысячелетий и большая часть этого времени прожита как раз в "первобытных" условиях, становится понятно, что принципы "магического" мышления имеют над человечеством намного более сильную власть, чем хотелось бы нам,представителям возможно самой прагматической и рациональной цивилизации из всех, существовавших на Земле. Интересно, что одно из самых лаконичных и изящных определений первобытной магии сделал французский писатель Жан Жене, автор, не имеющий никакого отношения к этнографии и антропологии: "Стихии жестоки. Чтобы приручить их, я решил вобрать их в себя. Я не закрывал больше глаз на их жестокость, напротив, я приветствовал ее и потакал им в этом... Я обратился к магии, то есть намеренной предрасположенности, интуитивному согласию с природой. Язык потерял для меня всякий смысл". (Ж. Жене, Дневник вора)
И на наш взгляд данный том — возможность прикоснуться к истокам, к самому началу человечества, еще не отделенному от природы.
И кажущаяся странность, а то и жестокость описанных Фрэзером обрядов и церемоний может указывать не на "недоразвитость" народов первобытной культуры, а всего лишь на то, как мы ограничены и отчуждены от самих себя и от природы, как мы боимся жить, и как, в итоге, самодовольны и слабы: Действительно, кто из нас может сейчас выжить не только в Калахари или в австралийском буше, полном диких животных и неизвестных растений, а и просто в лесу средней полосы, километрах в ста от родного и так надоевшего города?
Сами же магические обряды и техники, приведенные Фрэзером, отличает простота, логичность и тонкое знание человеческой психологии. Эта простота наполнена смыслом.
Именно эти техники — истоки всех более поздних "магических" систем.
Да и психотерапия сейчас все чаще обращается к истокам магического мышления. Современные техники работы со сновидениями, эриксонианский гипноз, многие техники игровой терапии детских неврозов обращаются непосредственно к той части нас, которая
сохранила память о "духах", "путешествиях души" и необходимости жертвоприношений. И это далеко не случайно (ведь маги хорошо знают, что случайностей не существует). В наше время экологического кризиса, непрочных отношений и всеобщего дефицита любви магические техники возвращают нас к состоянию целостности, ощущению себя частью природы. Их вызов для нас может состоять в том, что состояние гармонии, целостности — это не власть над природой (что приводит к ее разрушению), и не "золотой век" в стиле "Утопии", без конфликтов и проблем (это во-первых, невозможно, а во-вторых, просто бесперспективно, потому что здесь нет энергии для развития), а соучастие, контакт, жизнь наравне с силами мира, полная тревог, неожиданностей и неизвестных сил.
И, может быть, именно такая жизнь является полной, человечной и определяющей наше будущее.


А. А. Стативка, А. В. Морозов




Данные

Размер 5.84 MB
Скачиваний 992
Язык
Создан 2013-03-02 15:14:47
Создал Igrok

Скачать

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.