Оглавление Поиск Наверх

Вы находитесь в Библиотеке магического портала Серая Гавань, где сможете найти и скачать множество полезных книг по основам магии, магическим традициям и направлениям, сопутствующим дисциплинам и практикам, а так же книги по истории, мифологии, религии, психологии и многим другим направлениям развития и познания мира.

Прошу вас ознакомиться с информацией, которая сделает ваше пребывание здесь более удобным и приятным
:
"Правила и некоторые нюансы при пользовании библиотекой"


Подробно о закачке
 Карлссон - Адулруна. Готическая каббала   (Версия:fb2)     

Введение



Многие ассоциируют готицизм с претензиями Швеции; так, в книге Олофа Рюдбека (Olof Rudbeck) _«Atlantica»_утверждается, что Атлантида в действительности находилась в Швеции. Также можно вспомнить Готическую лигу, Gotiska Forbund, и энергичную националистическую и романтическую поэзию начала XIX века. Готицизм — это культурное движение, которое своим началом считает культуру готов и приписывает себе их легендарные подвиги. В Швеции готы считались представителями народа гётов[1 - Гёты (ёты, гауты; швед, gotar, древнесканд. gautar) — германское племя, в период со II века до н. э. по рубеж I и II тысячелетия населяли южную часть Скандинавии в районе озёр Венерн и Веттерн. Вместе со свеями сформировали шведскую нацию. Историческая область на юге Швеции до сих пор носит название Гёталанд, то есть «страна гётов». Вопрос степени родства гётов с готами спорен, как и отождествление гётов с гаутами, упоминаемыми в скандинавских сагах. — Прим. ред.] или, в исключительных случаях, ассоциировались с жителями острова Готланд. В Дании готы считались родственниками ютов. Для готицизма характерны мифы и представления, которые широко использовались в культурной жизни и пропаганде. В частности, шведский готицизм был тесно связан с эзотерическими кругами Европы. Идеи Парацельса и, позже, розенкрейцеров оказали на готицизм заметное влияние. Здесь были и апокалипсические предсказания, и пророчества, которые применялись в готической пропаганде. Этот же материал объединялся с герметическими, индивидуалистическими размышлениями о том, что человечество постепенно переходит на более высокую ступень существования. Исследователь древностей Иоганн Буреус обучал короля Густава Адольфа. Буреус первым начал исследовать руны и шведский язык, за что был признан «отцом» шведской грамматики. Сам же Буреус считал, что его основные достижения лежат в области мистицизма.[2 - Lars Magnar Enkoksen, «Runor — historia, tydning, tolkning» (1998), p. 185]

Буреус — представитель того, что можно назвать эзотерическим готицизмом. Для него мотивы готицизма переплетаются с современными ему эзотерическими темами, такими как алхимия, каббала, герметизм, астрология и магия. Свою эзотерическую систему нордической каббалы Буреус называл «notaricon suethia или  «kabala Upsalica».[3 - Johannes Bureus, «Antiquitates Scanziana», F.a., p. 61.] Буреус применял каббалистические методики и для исследования рун.[4 - Bjorn Andersson, «Runor, magi, ideologi. En idehistorisk studie» (1997), p. 100.] Такой эзотерический готицизм важно отличать от националистического шовинизма, с которым движение обычно ассоциируется. Готические и древ-ненордические темы у Буреуса столь же проработаны, как и у Рюдбека, но их особенность — использование символизма для описания индивидуального инициатического пути, который ведёт к алхимическому и каббалистическому слиянию с богом. Как правило, ранний и поздний готицизм ограничен темой таинственных готов, которая используется в поддержку королевства или государства в мифологизированной версии истории. Эзотерический готицизм использует готический символизм в индивидуальных инициатических практиках. Говоря об эзотерическом готицизме, следует также упомянуть отдельных людей и группы, которые, даже независимо от «готической каббалы» Буреуса, применяли её компоненты в своей работе. Слово «эзотеризм» здесь следует понимать не в общем смысле, а только в рамках традиции, в которой огромную роль играет миф о готах. Готы считаются тайными хранителями забытой истины, которую человечество вот-вот снова обретёт.

Эта книга рассказывает об эзотерических элементах готицизма, которые выражены в трудах Иоганна Буреуса. В основе описания — самая главная эзотерическая работа Буреуса  «Adulruna_rediviva».

Исследуя идеи Буреуса, я старался пользоваться источниками, которые обнаружил в Стокгольме, Упсале и Линчёпинге.[5 - См. описание источников в главе 4 и в списке.] Главный источник — шесть манускриптов Буреуса, озаглавленных «Adulruna rediviva». Четыре из них хранятся в Королевской библиотеке Стокгольма, два оставшихся — в библиотеке Carolina Rediviva в Упсале. Буреус составил семь версий трактата «Adulruna rediviva», одна из которых пропала из Королевской библиотеки в 1812 году. В Королевской библиотеке хранится и манускрипт «Antiquitates Scanziana», части которого похожи на «Adulruna rediviva». «Antiquitates Scanziana» носит более общий характер, в нём содержится много информации об эзотерических представлениях Буреуса. Работа Буреуса с рунами в основном описывает их лингвистические особенности, но намекает и на тайные значения. Печатные тексты  «Runa ABC-boken», «Runa redux» и апокалипсические писания, такие как  «Nordlan-dalejonsens rytande» («Рёв нордического льва»), многое говорят о мыслях Буреуса.

В епархиальной библиотеке Линчёпинга я изучил крайне интересную, но повреждённую записную книжку Буреуса под названием  «Cabbalistica», в которой он ссылается на эзотерические построения, характеризующие большинство его работ. В Линчёпинге хранится и работа  «От sprakens uppkomst» («О происхождении языка»), в которой язык описывается с мистической точки зрения. При изучении работ Буреуса полезными оказались блокнот и калькулятор. Только при помощи начертания герметических знаков Буреуса и вычисления их каббалистических значений стало возможным понять его идеи.

Для полноценного ознакомления с идеями готицизма я также использовал работы Стирнхильма, например, его рукопись, в которой слово «адулруна» также находится в заглавии, но содержание рукописи отлично от работ Буреуса. Интерес представляют и поздние розенкрейцеры, например Эрик Юлиус Бьорнер и Йохан Гёранссон —  «Is atlinga» Гёранссона (1747), — а также работы периода позднего готицизма: периодическое издание  «Iduna», выпускавшееся  «Gotiska forbund», и описание степеней Лиги «Манхем», сделанное Йонасом Лове Альмквистом.

Кроме уже упомянутых материалов, я обнаружил биографию Буреуса, написанную Гансом Хильдебрандом в 1910 году, классическую работу Стена Линдрота (1943), озаглавленную  «Paracelsismen i Sverige till 1600-talets mitt», а также труд Сюзанны Окерман  «Rose Cross over the Baltic» (1998), которые оказались чрезвычайно полезны. Окерман написала несколько научных работ о Буреусе. Хильдебранд, Линдрот и Окерман наиболее полно описали самого Буреуса и его эзотерическую философию. Обычно отмечают заслуги Буреуса как лингвиста, например, у Хьялмара Линдрота в « J. Th. Bureus, Den svenska grammatikens fader» (1911). Заслуги в области печатного дела отмечены в  «De yverbornes typografi» Нильса Нордквиста (1964). В более общем научном контексте Буреус упомянут в сборнике эссе  «Fru Lusta och Fru Dygd» Стена Линдрота (1957) и  «Sveahovdigens budskap» Матса Ларссона (2000). Статья об апокалипсических идеях Буреуса написана Хенриком Сандбладом для  «Lychnos» (1959). В диссертации Бьорна Андерсона  «Runor, magi, ideologi: En idehistorisk studie» (1997), которая посвящена Сигурду Агреллу, есть и глава о Буреусе, которая, как мне представляется, основана на работе Линдрота. Техасский исследователь Стивен Флауэрс написал небольшую книгу о Буреусе, основываясь на трудах Хильдебранда.[6 - Stephen Flowers, «Johannes Bureus and Adalruna» (1998).] Имя Буреуса появляется в самых разных книгах, но глубокие исследования редки. В литературном контексте он появляется в  «Vid sprakets rotter» Эрика Лундберга (1994).

Многое написано о готицизме в целом:  «Den nordiska renassansen i sjuttonhundratalets litteratur» А. Боланка (1911),  «The Renaissance of the Goths in Sixteenth-Century Sweden: Johannes and Olaus Magnus as Politicians and Historians» Курта Йоханнессона (1991),  «Drommen от sagatiden 1–2» Й. Мьоберга (1967-68) и  «Ronndruvans glod: Nygotiskt i tanke, konst och miljo under 1800-talet» Б. Грандина (1987). Классическое исследование 1934 года —  «De yverbornes o» Йохана Нордстрёма. Йохан Нордстрём также опубликовал философский фрагмент Стирнхильма (Stiernhielm), в котором в деталях описал его мироввозрение. Труд Матса Мальма _«Minervas apple: От diktsyn, tolkning och bildsprak inom nordisk goticism», который был опубликован в 1996 году, далее исследует вопрос готицизма. Ингмар Стенрот в 2002 году, опубликовал работу  «Myten от goterna», где рассмотрел развитие готицизма в Швеции и за её пределами со времён античности до эпохи романтицизма. Гуннар Эрикссон опубликовал полную биографию Рюдбека — «Rudbeck 1630–1702: Liv, lardom, drom i barockens Sverige».

Автор этой книги сейчас работает над докторской диссертацией по Иоганну Буреусу и готической каббале.




Данные

Размер 1.43 MB
Скачиваний 1027
Язык
Создан 2012-12-28 23:49:08
Создал Igrok

Скачать

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.